Для родителей

Ваш ребенок -будущий первоклассник. Что делать?

  1. Успокоиться и понять: «не вы первые, не вы последние»
  1. Посмотреть на своего ребёнка со стороны
  1. Почитать умные книги о возрастных особенностях детей
  1. Чаще играть с ребёнком в умные игры
  1. Обратиться к специалисту, чтобы он оценил возможности и уровень развития вашего ребёнка, подсказал, на что обратить внимание
  1. Спокойно побеседовать с ребёнком, рассказать о школе, не приукрашивая, но и не стращая
  1. Поговорить о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителями ( не запугивать, не рисовать радужных картин)
  1. Вспомните и расскажите о радостных минутах своего школьного детства, о своих огорчениях
  1. Постарайтесь вспомнить свои школьные сюрпризы, подарки, праздники, первые положительные оценки (где и за что)
  1. Расскажите, какие у вас были школьные принадлежности, сравните их с принадлежностями, которые приобрели совместно с ребёнком для него самого
  1. Расскажите, как приятно вам было идти в школу нарядными, чувствовать тонкий запах цветов в букете, особый запах отремонтированных классов школы
  1. Для ребёнка  «первый раз - в школу», всё равно, что для нас первый раз на работу: как встретят, что скажут, а вдруг что не так сделаю, а вдруг не поймут – тревога ожидания, настороженность и , если вдруг действительно не поймут – боль, обида, слёзы, капризы.
  1. Кто поможет вашему ребёнку? Только вы – родные люди
  1. Поддержите, приласкайте, чаще гладьте, расскажите сказку, через игру, музыкальные образы постарайтесь настроить его на обучение.
  2. Постарайтесь дать понять ребёнку следующее: «Если тебе будет трудно, я обязательно помогу и обязательно пойму тебя, и мы вместе справимся со всеми трудностям» .


Уважаемые родители, вашему ребенку будет легче адаптироваться к учебному процессу в школе, если он умеет:
1. самостоятельно одеваться, умываться, убирать за собой вещи;
2. вести себя за столом;
3. работать с карандашами, кисточкой, пластилином, бумагой, ножницами;
4. правильно сидеть, правильно держать ручку и правильно располагать тетрадь на столе;
5. правильно выполнять основные линии: прямые и наклонные линии (вертикальные, горизонтальные, полуовалы, овалы, круги);
6. различать, сличать и разделять сочетания линий, фигур; выделять их из фона; запоминать эти линии и фигуры;
7. проводить поэлементный анализ фигур, их сочетаний, печатных букв, цифр. Выделять в целом отдельные части и складывать из частей целое;
8. копировать различные сочетания штрихов и фигур, срисовывать с образца и рисовать их по памяти, соблюдая размерность, направление штрихов, пропорции, соотношение элементов.

Развиваем моторику руки
1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
2. Руку положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный и т.д. поочередно каждой рукой.
3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять большой палец к мизинцу, указательный к среднему и т.д.
4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях двумя руками одновременно.
5. Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть.
6. Положить руки на стол ладонями вверх. Поднимать по одному пальцы по очереди на одной затем на другой руке.
7. Ладони лежат на столе. Поднимать поочередно пальцы обеих рук, начиная с мизинца.
8. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы.
9. Положить на стол 10 -15 карандашей или палочек. Одной рукой пытаться собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребенку пуговицы, горошинки и др. мелкие детали.
10. Зажать карандаш средним и указательным пальцем. Затем выполнять движение пальцами так, чтобы сначала сверху карандаша оказывался средний палец, а потом указательный.
11. Дать ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросить покатать их между ладоням (пальцы прямые) в одну и другую сторону. А затем пусть ребенок попробует их перекатывать пальцами руки, вращая то в одну, то в другую сторону.
12. Быстро касаться каждым пальцем руки большого пальца (на одной руке, на другой, затем на обеих сразу).

             Ребенок не хочет читать...
За последние годы увеличилось количество детей не увлекающихся чтением, предпочитающих телевизор и компьютер. Родители в растерянности: ребенок отказывается читать! В чем причина такого поведения? Как изменить ситуацию?
Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к ранним годам ребенка, его взаимодействию с родителями.
До недавнего времени считали, что дети учатся читать в школе. Сегодня мы знаем, что запас знаний, который необходим для того, чтобы выучиться читать, ребенок получает до школы. "Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить. От родителей не требуется учить ребенка читать, они должны развить в нем любовь к чтению.


Первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как необходимой предпосылки умения читать.
Начинать следует в первые же дни жизни ребенка. Когда вы берете младенца на руки и разговариваете с ним, вы даете ему ощущение тепла и безопасности (хотя вам кажется, что в таком возрасте он этого не замечает).
Проявляйте готовность слушать. Старайтесь поощрять даже самые первые слабые и нечленораздельные попытки малыша заговорить. Если Вы устали или торопитесь, не забывайте: терпение, проявленное в дошкольный период, существенно облегчит Вашу задачу в будущем.
Уделяйте ребенку больше времени. В раннем детстве влияние семьи на языковое развитие, когнитивное развитие и приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в дошкольные годы закладываются основы уверенности в себе и успешного языкового общения вне дома. От степени раннего языкового развития будет зависеть дальнейшее продвижение ребенка к школе, к общению в компании сверстников.
Самый серьезный конкурент чтению ребенка - телевизор. В зависимости от того, как это обставлено, и телевизор и видео могут сыграть роль как толчка к развитию, так и тормоза.
Время, которое ребенку разрешено проводить перед телевизором, должно быть ограничено.
Тщательно отбирайте передачи, которые вы разрешаете малышу смотреть.
Когда ребенок подрастет, дайте ему возможность выбора: просматривая вместе с ним программу на неделю, вместе выбирайте передачи. Предложите малышу выбрать то, что ему хочется. Заведите в доме нечто вроде семейной доски объявлений; список выбранных передач можно вывешивать на этой доске.
Телевизор не должен находиться в комнате ребенка
Смотрите телевизор и видео вместе с ребенком. Старайтесь узнать, что его интересует. Обсудите с ним увиденное. Вы можете задать вопросы, например:
- Как ты думаешь, что произошло?
- Что происходит с ним сейчас?
- Зачем, по-твоему, он это сделал?
- Как ты считаешь, что будет дальше?
Поощряйте и другие виды игровой деятельности – как дома, так и на свежем воздухе. При правильном подходе и телевизор, и видео могут стать эффективными средствами обучения и развлечения.
У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Уважайте его неповторимость.
Ставьте для себя и для ребенка реальные цели. Ведите и направляйте его – но не подталкивайте.
Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.
Умение читать — это только верхушка айсберга, которая виднеется над водой, оно тесно связано с предшествующим опытом малыша и является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка.
По сути, чтение для ребенка — это путешествие как бы в теле и глазами окружающих его людей. Разговаривая с малышом, обращая его внимание на настоящую "страну чудес", которая окружает его повсюду, эти люди открывают ему волшебство человеческого языка.
Смысл прочитанного влияет на запоминание. Уже в возрасте трех лет дети способны прослеживать связи между причиной и следствием, даже если они еще не могут выразить этого словами. Практически, прослеживать связь событий трехлетний малыш умеет задолго до того, как начнет рассуждать о разных мудреных вещах.
В домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить или говорить. Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия:
- регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, различные рассказы и т.п.;
- читать рассказы, интересные ребенку: про животных, игрушки, динозавров и др.;
- использовать каждую возможность общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном;
- разрешить ребенку свободно пользоваться бумагой, карандашами, ножницами и т.д.;
- сделать для ребенка карточки с повседневно повторяющимися словами;
- записывать истории, которые малыш будет диктовать;
- устраивать детям нечто вроде экскурсий по кварталу и в другие места и обязательно обсуждать эти прогулки как до, так и после;
- обстановка дома должна быть спокойной – родителям нужно быть терпеливыми;
- дома у ребенка всегда должно быть достаточно материалов для чтения;
- сами родители должны подавать ребенку пример, читая книги, газеты, журналы;
- родителям время от времени следует брать малыша с собой в библиотеку, чтобы ребенок мог полистать книги, выбрать их несколько, взять домой.
Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение — математике, биологии, общественным наукам — будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности понимать смысл письменного текста.
Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.
                                        по материалам психолога ГДППНД г.Минска, Важник И.М.

Комментариев нет:

Отправить комментарий